У зла нет власти.
В сентябре 1812 года Русская духовная миссия в Пекине, возглавляемая Иакинфом Бичуриным (прим. - Никита Яковлевич Бичурин), попала в отчаянное положение.
Синод не выслал денег на содержание в Китае православной духовной миссии. Весь бюджет империи был брошен на борьбу с нашествием, о миссионерах забыли на четыре года. Горстке священников и семинаристов нужно было продержаться в столице Китая до конца войны. Церковная утварь была заложена, некоторые здания миссии проданы. Изношенные рясы пришлось сменить на китайское платье. Как рассказывал отец Иакинф, один миссионер, "изучивший разговорный язык и прославившийся необыкновенной силой, сделался адвокатом по частным делам. Он брал верх не столько силою красноречия, сколько страхом, наводимым на судей. Другой пустился в торговлю, а не столь предприимчивые сидели в монастыре и терпели нужду".
Сам Иакинф, отличавшийся большой любознательностью, был готов к испытаниям лучше всех. К тому времени он уже четыре года учил язык; ходил по рынкам и, спрашивая название каждой вещи, составил русско-китайский словарь объемом 10 000 иероглифов. Он владел языком не хуже самого образованного китайца и так поладил с местной бюрократией, что на время войны Палата внешних сношений оформила миссионеров как чиновников империи Цин и даже платила им небольшое жалованье. Углубившись в изучение языка, Бичурин собрал коллекцию книг и рукописей весом 400 пудов. На основе этих материалов он создал труды, давшие начало новой науке - синологии.
(с) Рубрика "Параллели" под руководством Михаила Шифрина,
журнал "Вокруг света" сентябрь 2012 года.
СИНОЛОГИЯ
(китаеведение, от лат. Sina - Китай и греч. logos - учение) - комплекс наук, изучающих политику, историю, философию, экономику, языки, лит-ру и культуру Китая.
P.S:
От себя скажу, что мне кажется Бичурин внес бы огромную долю в изучения Китая, даже если бы не было войны. С посольством его послали ещё в 1805 и на месте он не сидел... короче, хороший номер вышел под редакцией "ВС", он полностью посвящен 1812 году. Читайте.~